I

Часто в общении с продавцами небольших бизнесов приходится слышать однотипные заявления. Например, от владельца интернет-магазина: «Я вложил в создание и раскрутку сайта столько-то, в оборудование шоу-рума еще столько, и в товары на складе – полстолька, и поэтому я считаю, что мой бизнес стоит…»

и дальше озвучивается сумма всех ранее названных компонентов. Или, от владельца небольшого складского комплекса: «Я потратил на строительство такую-то сумму и поэтому цена бизнеса вот такая». Или вот еще, от владельца автосервиса: «Я посмотрел на сайте продажи бизнесов, что похожие автосервисы продавались за такую-то сумму, поэтому свой я продаю за те же деньги».

В теории оценки такие способы измерения стоимости называются, в первых двух приведенных примерах, затратным подходом и, в последнем из примеров, сравнительным подходом. Но справедливо ли использовать только их? Нет, ведь в оценке используются три подхода – доходный, сравнительный и затратный, причем в случае оценки действующего бизнеса доходный подход считается основным. А почему так? Потому, что стоимость бизнеса справедливо определяется как совокупный будущий денежный поток от бизнеса (то есть доходы минус все обязательные расходы, включая налоги) за несколько будущих лет, в течение которого этот бизнес будет существовать. Причем стоимость будущих денег надо привести к их реальной стоимости сегодня. Пример: Это как если вы сегодня положите в банк на депозит тысячу рублей и получите через год, скажем, 1090 рублей. Так вот, стоимость будущих 1090 рублей сегодня – это 1000 рублей.

Покупателю лучше оценивать бизнес через будущие доходы. Причем эти доходы должны подтверждаться реально заработанными деньгами в прошлом и текущем годах. Поэтому не поленитесь сделать проверку реальности прошлых доходов покупаемого бизнеса. Как ее сделать – читайте в наших предыдущих статьях.

А почему плохо работает сравнительный подход? Потому, что в реальных условиях практически невозможно подобрать и сравнить два абсолютно одинаковых бизнеса – они будут отличаться по многим параметрам, что несомненно повлияет на разницу в их доходности.

Затратный подход – он вообще не про действующий бизнес. Какое дело покупателю до того, сколько денег потратил продавец на раскрутку бизнеса? Ведь проверить, насколько оправданными и эффективными были эти траты, теперь уже практически невозможно.

* * *

Собираетесь купить или продать бизнес, но не знаете, с чего начать? Напишите мне, и я буду рад вам помочь.

Леонид Никитин, Управляющий партнер Blaze Consulting

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Смотрите интересные видео по этой тематике на нашем канале в YouTube